Мобильное

[javagems][bsummary]

Игровое

[untrashed][bsummary]

Книжное

[bookanalytics][bsummary]

Прочее

[grounded][bsummary]

Хвала Орку! - Читай Орка, Узнавай Орка, Отвергай Орка. Обзор вэб новеллы.

Обзор на корейскую книгу Хвала Орку. Обложка
Обложка книжки


Привет

 

В большинстве лайт новелл ты в лучшем случае можешь наблюдать не плохой сюжет, но никак не правильный посыл, и идею, которые писатель хотел донести, а если в книжке есть еще ЛитРПГ элемент и юмор, то интерес к подобной писание возрастает многократно. Остаётся только все это правильно подать, верно?

 

На этот раз у нас корейщина. Автор - азиат по имени Ли Юнгмин, и «Хвала Орку» это его первая книга. Всего в лайт новелле 228 глав, что по итогу выливается в чуть больше чем 2 тысячи страниц А4. О самой лайт новелле известно довольно мало. Например, издавало ее Munpia в 2017м, переводом на русский занимался Игорь Громов и с корейского на английский ее переводила та же девушка, что и переводила «Разрушителей».

 

В новелле вещают о жизни совершенно простого и ничем не примечательного корейского хлопца по имени Юнг Ян. Не женат, не бородат, открыл собственное кафе чуть меньше года назад, если вести отсчет от точки начала событий книги. До этого 7 лет спецназил и антитеррористил на Ближнем Востоке и в Африке, под совершенно не пафосным кодовым погоняловом «Ворон», во время чего стал, естественно, чуть ли не самым спецназистым специалистом в мире.  Пойти работать воевать его сподвиг долг, денежный, оставшийся в наследство после смерти родителей и банальная причина того, что жрать нечего. 


Из родственников имеет неких дядей и теть, а также сестру Юнг Юи, которую пришлось оставить у все тех же дядей и теть, пока Ян бегал и головы людям на заданиях отрывал. Поднялся на контрактах господин Юнг, как можно понять, весьма недурственно, хватило даже на то, чтобы открыть кафе, нанять работницу и платить за учебу горячо обожаемой сестренке. С другой стороны, это осложнило его отношения с последней, ибо, не видевшись с ней семь лет, он стал для нее совсем чужим, из-за чего знакомиться пришлось чуть ли не заново.  

 

Подпишись на телеграм канал Логово Тристам Кея

 

На момент начала романа одни мастистые разрабы доразрабатывали сверхреалистичную VRMMO (Многопользовательская игра в виртуальной реальности) под не совсем оригинальным названием «Старейшина». Прославилась сие чудодейственного программное обеспечение своими сверхумными NPC (неигровыми персонажами), которые даже способны троллить игроков, продуманным миром, отсутствием инвентаря, вкусной и реалистичной расчленённкой и прочими штуками на которые падка современная аудитория.


Иными словами, почти параллельный мир, не считая того, что это всего лишь игра. Так же интересной и в тоже время уже набившей оскомину фичей является то, что один день в реале, равен целым пяти суткам в игре, причем не объяснено благодаря каким таким технологическим приблудам это возможно. Можно ведь скопировать фишку из Лунного Скульптора и не парится, правда ведь?

 

Под влиянием трендов к этой игре пристрастилась и Юнг Юи, и игра у нее как-то не задалась, ибо сначала ее укакошил стартовый кролик, а потом разного рода гопатос и прочий не добропорядочный элемент начал свои яйца подкатывать. Но этого было мало, для того, что бы заставить Яна в игру зайти, ибо еще на заданиях разного рода расчлененка и гуро  его по самые гланды задолбать успели и желания их видеть, хоть и в игре, не было совсем. Но однажды, распивая кофе и общаясь со своим инструктором Беном Ханхо, он услышал разговор двух молодых девушек, из которого он узнал, что некие товарищи смеют хватать девушек в игре за задницу. Именно эта ситуация стала финальным триггером того, что Ян решил причаститься к Старейшине, что бы покарать несчастных извращенцев, видимо.

 

Начинается его похождения в лучших традициях китайских лайт новелл и «Разрушителей» в частности. Яну шандарахнуло начать играть за самую гонимую, неиграбельную и нелюбимую расу среди имеющихся – за орков, которых тут все игроки за не плохой источник опыта считают. Вы уже можете начинать писать «Орда сосед» и все такое, ога. В силу каких именно причин Ян выбрал орков – не ясно, ибо до сестры, он бы все равно вряд ли бы добрался, но будем считать, что просто так вышло. 

Официальных автов снова не нагуглил, поэтому будут рандомные арты с орками, иначе эту портянку вы точно не осилите. Orcs # 1 by seunghee lee

Орки же оказались тут не совсем каноничными полуумками, т.е. бойзы местного разлива из стрелял не стреляют, в красный с шашечкой все подряд не красят, что бы катилось быстрее, зато своеобразный аналог ВАААГХа имеют и покрашены в зеленый цвет. Плюс имеют почти паладинские понятия о чести, правила поведения в обществе, по типу безоружных не трогай, и слабеньких защищай, а также активно занимаются фермерством и постройкой укреплений.  

 

Что забавно, каждый сюжетно важный орк обладает собственным мировоззрением и вполне способен дать совет главному герою, не смотря на обширный опыт последнего. Хотя некоторые их измышлизмы можно поставить под вопрос, как то же заявление о том, что талантливые люди всегда чувствуют в себе талант, например. Общество орков довольно не плохо продуманно, по крайней мере, ты веришь, что подобные особи, с некоторыми оговорками, вполне могут находиться прямо перед тобой. Другое дело, что реалистичность существования подобного рода индивидуумов под вопросом, ибо вышли они довольно сказочными, но об этом позже.

 

Буквально каждый из встреченных главным героем орков формирует целостный образ всей расы, дополняя их идеологию своими действиями или диалогами. Орки так же имеют некоторое подобие религии, не имеют определенного пантеона божеств, но в тоже время им активно молятся. В особенном респекте у зелёнокожих находятся особые воители, которые не просто стучали супостатам по башке, а делали это особенно искусно, со знанием дела и верой в собственные силы. 


От одного из таких орков и пошли т.н. воинские законы, которые заключались в том, что воин не должен предавать веры, преследовать слабых, нападать на безоружных, терпеть несправедливость и позорить богов. А также он должен платить по всем счетам, видимо имеется ввиду комуналка и кредит. Помимо воинов есть еще шаманы, берсерки, чернокнижники и охотники, но эти в книге толком не представлены, за исключением единичных экземпляров. Книга пронизана тем самым орочьим, а точнее рыцарским духом. Правила воинов формируют своеобразный посыл, который автор пытается донести до читателя, что в лайт новеллах встречается довольно редко и это хорошо.

 

Orcs - Cesrog by Anatoly Zelensky

Если бы сюжет данного романа был представлен в виде графика, то это была бы синусоида. Сюжет неторопливо протягивается единой линией через всю лайт новеллу, достаточно не плохо балансируя между экшеном, юмором и периодами спокойствия, периодически переключаясь с одного на другое. Лайт новелла имеет как единую сюжетную линию, так и доставляющие второстепенные сюжетные арки. 


Основной сюжет не тороплив и, по сути, раскрывается только ближе к середине лайт новеллы, где уже потенциальное противостояние и основной антагонист становятся более очевидными. Сначала Ян знакомится с орком по имени Гром, который впоследствии становится его другом. Последний, к слову, является толтезной отсылкой к WarCraft 3 и WoW в частности. Сами подумайте, орк Гром, владеет навыком вихрь ударов… или мне одному это о чем-то говорит?

 

Помимо всего прочего, автор является фанатом «Легендарного Лунного Скульптора», ибо мелких и не очень отсылок тут к нему целый вагон. Например, особо примечательным является некий «Третий Дракон», которого Ян повстречает в северных землях. Позже, после встречи с Громом, Ян получает свое истинное орочье имя – Крокта, после чего книга приобретает ту самую штуку, из-за которой так много людей ее и полюбили, начав называть ее «тру-мужицкой лайт новеллой». 


Крокта находит новый друзей и поклонников, теряет их, приобретает снова, спасает угнетенных и усаживает тех, кто не прав на 2 стула одновременно. Перед орком с каждой новой главой воздвигаются все новые и новые препятствия, которые он превозмогает тем или иным способом, становясь из раза в раз все сильнее, вплоть до победного конца. Крокта несет свои воинские идеалы через все свое путешествие, вдохновляя множество людей, тем самым частично меняя мир и делая его лучше. Крокта очень прост и привлекателен в своей прямолинейности и благородности поступков. Он вершит добрые дела без особой на то причины, и он делает их, потому что может и потому что хочет.

 

Книгу можно похвалить за не плохих второстепенных персонажей, где каждый долговременный соратник Крокты имеет яркую индивидуальность. Благодаря целому списку отличительных черт они кажутся достаточно живыми для того, что бы ты поверил в их существование.

Skull monger by Godfrey Escota


Как и сам Ян они имеют свой эмоциональный спектр и собственное мнение, благодаря чему вызывают некоторую симпатию. Каждый важный персонаж в лайт новелле, имеет какую-то цель или мотив для того, что бы двигаться дальше, каким бы мелким стимул не был. У персонажей разные реакции на те или иные вещи, разные ценности. Все это в комплекте создает достаточно живой образ, за которым интересно следить, не смотря на "обыкновенность" персонажей. Даже некоторые отдельные антагонисты тут получились более-менее вменяемыми.

 

Юмор же — это вообще отдельная тема. Кто бы что не говорил, он тут хорош. Он ровно того качества, который необходим. Есть некоторые вопросы к количеству разного рода шутеек, но это не столь критично. Чего стоит только гном, верхом на орке стреляющий назад для ускорения (Танк из GTA III, Привет). Или же гордый тигр, которого шобла орков вырубила, предварительно доведя до слез, а после этого скинула к стае волков, что бы тот их развлекал, в то время как они сами пошли местного босса по башке стукать. А менеджер по продажам договорившийся с демоном вообще шикарен. Тут нет растянутых и затертых шуток, как с ленью в «Ленивом Хранителе Подземелий» и каждая шутка находится тут ровно там, где необходимо.  

 

Это цельное произведение, которое делает то, что было изначально задумано, от и до. Оно просто рассказывает историю про рыцареподобного орка, который все так же просто путешествует по миру и несет в него понятия добра, порядочности и бесплатной жвачки. В целом эту лайт новеллу можно было бы рекомендовать всем, кому не лень, ибо она работает, и она выглядит гораздо более цельной, чем все те корейские новеллы, что я обозревал до этого, а сопутствующий всему действу посыл заслуживает некоторого уважения. 


Но есть маленькое но. Точнее очень большое, но, думаю по объёму оставшегося текста вы заметили. Работает все выше описанное ровно на той фатально тонкой грани, когда не доработай автор хоть что-нибудь, лайт новелла развалилась бы и была бы ровном на том же уровне, что и «Охотник за Подземельями», которого я разносил ранее или вообще «Пространственный Властитель», до разноса которого я еще докачусь. Это не делает книгу чем-то плохим, но это заставляет ее быть гораздо ниже уровняем, чем она должна была бы быть. Так же это очень сильно мешает погружению в книгу.

aiming... by Godfrey Escota


Проблема при написании обзора на «Хвала Орку» заключается в том, что буквально каждая вещь, которую ты пытаешься описать с положительной стороны имеет и сторону отрицательную, и очень часто имеет лишь второе. Каждый элемент будет иметь недостаточную степень проработки, иногда фатальную, а так же множественные логические неувязки. 


 Некоторые вещи не плохо продуманны, но другие имеют буквально минимальный набор элементов, для своей работы. При этом толком не знаешь, как воспринимать подобные многоходовочки со стороны автора. То ли как лень, то ли как банальное отсутствие навыков, то ли как как хреновый художественный ход, то ли как вид профдеформации, то ли как просто скудоумное стремление к абстрагированию. Складывается впечатление, что концепт книги был набросан в баре на салфетке под пиво и в таком виде был перенесен уже в лайт новеллу каким-нибудь литературным рабом.  

 

И ладно бы, если бы страдал какой-то отдельный элемент, так проблемы идут единой линией через всю лайт новеллу. И начинаются они с самого начала. Например, с ходу возникает вопрос первый, почему в принципе Ян зашел в игру? Издевательства над сестрой в игре,  не стали для него чем-то, что заставило его аккаунт создать. Видать, подобный факт для него считался не существенным, а о бесполезности уговоров зайти в игру со стороны своего уважаемого учителя Бэна Ханхо можно и вовсе забыть. 


Вот зато когда кто-то посмел щупать левых баб за задницу – вот это да. Этих мразей стоит покарать и вообще принципы демократии донести в этот бренный и варварский мир. Странное все это. Единственные, что можно сказать с полной уверенностью, так это то, что он не хотел заходить в игру из-за своего прошлого, к которому, как это ни странно, тоже есть вопросы.

 

Например, почему именно служба в армии? Почему не какой-либо другой вид деятельности? Если стоял вопрос с действительно большим заработком, то для стартового капитала это, возможно, был не самый плохой выбор, но для простого самообеспечения, выбор идти ловить своей тушкой пули был не самым разумным, собственный бизнес или блогерство были бы всяко выгоднее.

 

Orc by Godfrey Escota

Особо жесткая служба в армии и некий таинственный случай, из-за которого Ян ушел из армии, добавлены в книгу лишь за тем, чтобы вызвать чувство сострадания, причем весьма дешевым способом. Этот элемент неоднократно упоминается и на нем делается акцент, чтобы читатель, по мнению автора страдающий амнезией, не забывал, насколько у Яна трагичное прошлое. Надо же как-то устанавливать эмоциональную связь с персонажем у читателя, верно?

 

При этом сам уход из армии, а точнее сама причина его ухода, имеют просто минимальный объём сведений для понимания ситуации. Все детали сводятся к тому, что «кто-то умер» и само собой пояснений поэтому нет, как и особых эмоций у читателя по этому поводу, ибо нет какой-либо базы для создания эмоциональной связи у читателя с умершим. Читателя просят просто так сострадать какому-то трагичному случаю.

 

Кроме этого, служба в армии не имеет какого-либо смысла как элемент истории, ибо армейского в Крокте чуть. Он не действует как некто, прошедший спецподготовку, ему эта служба не дает какого-либо преимущества в игре, у Крокты даже образ мышления не тот, ибо единственное, что он делает, это орёт «Буль’Тар» и идет в лобовую атаку против целой армии. 


Тактика, стратегия, какие-либо особые навыки, ничего это нет и автор почти никогда, к подобного рода вещам не апеллирует. В самом начале книги еще были потуги создать детализированный и продуманный бой, но не получилось. Из-за этого все это яновское спецназание не имеет смысла, за исключением вызывания все тех же дешевых эмоций у читателя.

 

Мир в лайт новелле разделен на реальный и игровой. Мир реальный, вместе с тем, что я написал выше, особой погоды не делает. Большую часть событий можно просто на просто вычесть из уравнения, ибо они не влияют на конечный результат и никак не обогащают мир книги.


 Например,  друзья милой сестрёнки Юнг Юи, зачем они? Они бесполезны и смысла для своего существования не имеют. Эти так называемые друзья, помимо забивания текстового пространства, нужны лишь для демонстрации великодушности и крутости ГГ, как доброго старшего братика. Например, как в одном из моментов, когда он за них заплатил в кафе.

 

Еще один полуофициальный арт

Остальное время идет простое обоснование существования этих друзей и тем самым набирается нужный текстовый объём. Можно было бы сказать, что они нужны самой Юнг Юи, но это тоже не так, ибо маленькая сестренка сама является обоснованием существования этих людей. Без нее, существование этих людей просто не будет иметь какой-либо цели. 


Друзья маленькой сестренки вообще не раскрыты, за редким исключением. Таковым, например, является инфа о том, что некий студент Пак Джунтай катался в Африку, где строил дома для бедных. Но на что это влияет и каковая ценность этой информации с точки зрения сюжета? Правильно, нулевая, это просто характеристика персонажа, которая говорит о том, что за люди окружают Юнг Юи, но проблема в том, что сама Юнг Юи не особо функциональна, а ее друзья тем более.

 

Реальный мир в этой лайт новелле нужен лишь для тех редких событий, когда автор сподабливается раскрыть сюжет и эмоции главного героя. И то, детали подобного рода вещей будут минимальны. Толком не понятно, в каком городе живет Юнг Ян, какой сейчас год у них на дворе, какой уровень технологий, какой уровень инфляции уже был в этом их т.н. отдаленном будущем, нашли ли лекарство от рака, сколько ремейков «Сверхъестественного» и прочего СиДабовского ширпотреба успели снять и прочее. 


По крайней мере, информации про город после повторного поиска по документу с лайт новеллой я и так и не нашел, и единственное, что удалось выяснить, так это то, что он живет не в Пусане, о чем сказано в 66й главе. А такое себе даже «Пространственный властитель» не позволял, на минуточку, ибо там хотя бы понятно, где герой живет и как его жизнь меняется со временем. О степени проработки окружения можно судить хотя бы исходя из того, что описание внешнего вида кафе, которое открыл герой и которое является основной локацией в реале, получает свое кратенькое описание лишь в 87й главе лайт новеллы. И то, полной картины того, как выглядит здание изнутри и снаружи не складывается.  

 

Окей, возможно в игровом мире тогда будет больше деталей? У нас же тут что-то вроде ЛитРПГ, а мир реальный тут не всегда важен, и все, что я описал выше, возможно вообще смысла не имеет. По крайней мере, при использовании MMO игр в качестве основы для книг, всякие штуки выраженные числами должны быть априори. На этом моменте любители продуманных миров могут начать харкать кровью.

 

Uloth - Concept art by Félix Donadio

Начнем с простого. Смысл РПГ-подобных элементов заключается в переводе какой-либо прогрессии персонажа в числовой формат. Так же числа предоставляют наглядную информацию разнице в силах между персонажами и позволяют отслеживать уровни сил тех или иных существ в игровом мире. Само собой, такой способ позволяет добавить еще больше текстового материала и обосновать факт шатания персонажей по внеочередным данжам и фарм зонам, которые, обычно, лишь добавляют текстовый объём. Это в целом допустимо и даже нужно для этого жанра, но это уже детали.

 

Что мы имеем тут из ЛитРПГ элементов? У нас есть классовая система, которая вскользь упоминалась ранее, разделение навыков на ранги, и статистика самого Крокты. И все. От ЛитРПГ тут больше ничего нет. Буквально. Классовая система со временем уходит в запой и начинает медленно помирать в углу от алкогольного отравления, ранги и статистика служат лишь для отображения абстрактной крутости прогресса главного героя и того, насколько качественно продвинулся орче с повышением уровня, но на этом все и заканчивается.

 

Числовые характеристики могли бы иметь смысл, если бы они внятно выражали прогрессию персонажа или же служили как основа для сравнения его силы с остальными противниками. Но, Пейн, я этого не чувствую. Сравнения нет, потому что сравнивать тупо не с чем, ибо числовые показатели врагов или немногих друзей тупо не представлены. Прогрессия же персонажа из-за этого также не работает, ибо непонятно, насколько он стал силен, судя по числам, а сами прибавки не говорят о том, насколько силен был побежденный враг, ибо сравнивать так же не с чем, поэтому приходиться верить на слово автору.

 

И это, не говоря о том, что сама статистика и ранги изменяются где-то за кадром, причем часто даже нет оговорок, почему. Единственное, что говорит о явном увеличении силы персонажа, так это увеличение рангов его навыков, ибо каждый такой скачек знаменует качественный переход на другую стадию, но при этом начальные ранги скиллов толком ничем и не отличаются. Тут еще есть параметр ассимиляции, показывающий то, насколько вы погружены в мир игры и насколько качественно управляете виртуальным телом, но он нужен для одного-двух моментов в сюжете с последующим нагнетания драмы в один из них. И на этом все.

 

Если у вас поднялись вопросы с системой лута, инвентаря и квестов то просто забейте. Максимум, что вы узнаете, так это то, что инвентаря тут тупо нет и весь шмот надо с собой таскать. Из-за этого возникает вполне резонный вопрос, а собственно причем тут ЛитРПГ элементы и прочие информационные кона, ведь кроме как для ранговой системы навыков и ее прогрессии она тут толком не нужна? Понятное дело, что на NovelUpdates о ЛитРПГ в жанрах ни слова, но эти элементы есть, на них делается акцент, дескать, смотри как наш орк прокачался, а еще он тут в игру играет знаете ли, но они имеют очень слабое основание для своего существования, и вырежи ты их из книги, мало что изменится. Но однажды увидев их, читатель при любом раскладе будет брать их во внимание и вместо прокачки он увидит то, что описано выше.  

 

Of Orcs and Men - Throne room by Camille Bachmann

Некоторые комментаторы на NovelUpdates толковали о том, что мир в книге потрясающее проработан. Можно было бы предположить, что этих людей в детстве родители посылали воровать колпаки от мчащихся мимо по шоссе автомобилей, но т.к. оскорблять людей на прямую это не кашерно, то просто скажем, что эта мысль в корне не верна. При чтении складывается впечатление, что проработку получают только те вещи, которые находятся в условной области в 10км от Крокты. И то, проработка это громко сказано, хотя стоит признать, что быт и жизнь людей в поле зрения главного героя все же показаны не плохо. 


Архитектура присутствует только в тех городах, в которых побывал Крокта, и то, например, в городе Малларде указано лишь то, что «здания были большими и красивыми, а сама архитектура, очевидно, здесь была сродни искусству». Невероятно информативно. Частично есть описание природы и климата в новых локациях, в которые забредает Крокта и КО.


Расположение же тех немногих городов, которые посетил Крокта, ограничивается условным западом или востоком, без указания расстояния или расположения их относительно друг друга. Почувствуй себя топографическим кретином, ога. Из оружия Крокта использует только один и тот же дрын, как и остальные встречаемые им персонажи.

 

И на этом все. Снова буквально. Мир игры, описан как новый мир, пусть виртуальный, но согласно минимальным стандартам построения мира он не выдерживает какой-либо критики, ибо по своей сути какого-либо приемлемого уровня проработки не имеет, из-за чего кажется пустым и живет лишь там, где был Крокта. Когда же перекаченное чучело цвета мха уходит с очередной локации, само время на ней замирает, причем ровно до того момента, пока на горизонте не должен будет снова замаячить наш ГлавОрк.

 

Стремление к абстрагированию приобретает уровень какой-то патологии, как на макро, так и на микроуровне. Примеров тому можно привести множество, и они нужны, для понимания масштабов ситуации. Например, во время спарринга со своим учителем, Бэном Ханхо, Ян нанес «удар который невозможно описать словами». Уважаемый Ли, если вы, будучи автором не способны описать этот удар, то как мне, читателю, представить его и погрузится в сцену, описанную в книге? Но это еще допустимый литературный примем, пусть и не самый лучший, ввиду того, что радикально на качество книги этот момент влияет не сильно.

 

Of Orcs and Men - Orc camp by Camille Bachmann

Дальше больше. Когда в кафе зашли посетители, «Ян автоматически определил их особые приметы», но естественно, эти самые приметы описаны не были, что уже должно начать наводить читающего на определенные мысли. «Ювидсер открыла какую-то программу», но какую именно мы, скорее всего, только на том свете узнаем. Тоже самое с «какими-то системными сообщениями» которые высветились при победе над сюжетно важным, блин, боссом. «Занкус положил свой факел на землю и принялся что-то измерять». А можно мне подробностей один кило? У меня без сдачи.

 

Армия, которая собралась со всего мира указана лишь как «огромная» без указания числа. И это абсурд! Один человек под огромностью может подразумевать тысячу человек, а другой миллиард, и что тогда делать в этом случае? Как точно передать размерность армий в этом мире и размерность самого мира в частности? Каким образом вообще тогда выстраивать картину мира? Может тут как у китайцев, миллионная армия выступает на разогреве, а остальной миллиард подтянется потом или как? А может тут как в реальном мире, когда 100 вооруженных мужчин с обозом, это уже весомая сила? Чукча умный, чукча читать умеет, пусть сам разбирается, что там у кого огромно и сам себе придумывает описания ударов, особых примет посетителей и прочего.

 

Крокта тоже своими размерами огромен, но каковы именно его габариты, не указано. Вождь орков вообще гигантский, по сравнению с не маленьким протагонистом, но на сколько именно, не указано опять же. Слово «огромный» упоминается целых 435 раз в книге, но оно является лишь сравнительным прилагательным, но никак чем-то, что дает точную информацию. Слово же «большой» употреблено 138 раз, что тоже символизирует. Хорошо хоть «гигантский» только 19 раз употребили, и на том спасибо... И это не косяк переводчика, ибо, если бы в оригинальном тексте или анлейте было оказано слово «полутораметровый» или словосочетание «под 2 метра ростом», то в рулейте это было бы отражено так или иначе, в этом можно быть уверенным хотя бы на процентов 90.  

 

Крокта купил 2 доспеха, но ни их характеристик, ни их внешний вид не указан. Если это не полный доспех, а всего лишь наплечник, т.е. тот, который нарисован на обложке, то все равно вызывает вопрос то, как он их таскает, ибо штука это достаточно габаритная даже по его меркам, а инвентаря в игре, как мы знаем, нет. Так же не понятно, откуда у оркобанды Крокты бабло на самообеспечение, ибо те вообще проблем с гольдой не имеют. 


Они просто берут припасы из вакуума. Самое что забавное, так это то, что проблема с детализацией частично решается элементарным добавлением числовых значений к некоторым описаниям или же их уточнением. Сравните две фразы «беспрецедентная сила» и «сила способная крушить горы». Чуете разницу? Что рисует более точную и ярку картинку в голове? Ну а в книге был использован первый вариант. Об очевидной разнице между «Огромный огр» и «Пятиметровый огр» я вообще молчу. 


Само собой, такое абстрагирование допустимо, и даже необходимо, чтобы не перегружать читателя, но не тогда, когда числовых обозначений вообще нет. Сумма всех этих косяков заставляет «Everyone else is returnee» выглядеть детально проработанным произведением.

 

Durotar by Bryan DrawsPRO

Можно было бы так же упомянуть штамп «человек армия», но им не брезговали в свое время все, кому не лень, можно вспомнить того же Фесса из Перумовского цикла «Хранитель мечей». О бредовости данной идеи тоже распинаться бесполезно, ибо человек против целой армии может воевать только в двух случаях, когда он имба или читер, т.е. когда он имеет абсолютное преимущество над рядовым противником, или же тогда, когда он защищен доспехами сюжета.


При любом раскладе, оба варианта энтузиазма не внушают. Для сомневающихся предлагаю зайти в любую сессионную мультиплеерную игру, а в идеале в Chivalry или Mordhau, ибо там оружие ближнего боя используется, и попробовать повоевать в одно рыло против трех игроков единовременно, если онлайн там вообще есть на момент выхода обзора. Вторым клевым вариантом является получения в лицо от крыс в Vermintide, на уровне сложности Катаклизм, будучи окруженным толпой. Гарантирую, вы точно поймете, что я имею ввиду, когда попробуете сами, ибо без абуза игровой механики или гранат, толпу крыс в такой ситуации растащить в одно лицо почти не реально.

 

Но на этом проблемы с главным героем не заканчиваются. Вопрос к его стремлению следовать воинским законам мы поднимать не будем. Как альтруизм, так и стремление помогать другим по причине того, что надо, явления нынче не сказать, чтобы сильно распространённые, но имеют место быть в том или ином виде. Но любой альтруизм должен иметь под собой определенную базу из предшествующих этому событий, которые и формируют подобного рода мировоззрение. Орк же впрягается в конфлиты и делает то, что делает, потому что больше этим никто заниматься хочет и это его единственный аргумент, а хотелось бы увидеть более вменяемую мотивацию.

 

Так же, не смотря на абсолютно любые действия, совершаемые орком, каких-либо негативных последствий после них нет. Никакого передела власти после смещения мэра не осуществляется, почти под ноль уничтоженная деревня восстанавливается, как ни в чем не бывало, оскорбление босса преступного мира проходил без последствий.

 

Орки своим кличем «Буль’тар» задают очень правильный посыл. Согласно орочей философии прожигание жизни ради стремления прожить подольше бесполезно и лишь жизнь с целью, которая разжигает пламя в твоей душе, имеет смысл, даже если она скоропостижно закончиться от переизбытка стали в организме. Как сказал один орк, «просто потому, что твоё тело движется, это ещё не значит, что ты жив. Я сражаюсь, чтобы быть по-настоящему живым». И это очень хорошо, ибо подобный посыл довольно редок в лайт новеллах, да и вообще в литературе.

 

Но возникает проблема с самими воинскими законами, ибо они выглядят и являются форменным дистиллированным морализаторством из палаты мер и весов. Воинские законы работают только в рамках самой лайт новеллы, но они никак не применимы как мира нашего, так и весомой части других лайт новелл, ибо последствия действий Крокты строго положительные. Иначе бы, какой был бы смысл оставлять в живых врага, который до этого хотел твою тушку посмертно в опыт конвертировать? Что бы он потом обиделся и попытался снова? Благодаря этому книжка становится больше похожа на сказку, чем на фэнтези.

 

Orc Trio - 2CGaming by Jason Strutz

Работе этих самых законов помогает не в последнюю очередь полная и безальтернативная демонизация тех, с кем сражается орк. При этом процесс прививания строго бинарного понятия добра и зла происходит только тогда, когда в обозримом будущем Орку предстоит противостояние с очередным антагонистом, ибо в ином случае о врагах какая-либо инфа или не подается вовсе, или же подается как можно более абстрактно. 


Т.е. выходит тоже самое, что и с мертвецами, только наоборот, об этих либо плохо, либо никак. Автор не оставляет ни одной лазейки для интерпретаций действий врагов, и таким образом Орче действительно делает то, что считается единственно возможным и правильным в рамках лайт новеллы. Да, это очередной очень дешевый и не качественный способ оправданий действий героя против антагонистов, но он, по крайней мере, работает.

 

Еще одна проблема заключается в общей репетативности одних и тех же приемов, используемых автором. Каждый основной антагонист, которого встречает Крокта – это абсолютное зло, даже если это не соответствует здравому смыслу. Согласно этому, все игроки, например, являются отборнейшими мразями, и каждого их представителя можно брать за эталон. Они не гнушаются ни грабежом, ни убийствами кого бы то ни было, пока это даёт опыт для повышения уровней.

 

Люди - существа с эмпатией, благодаря этому чувству мы, когда видим эмоциональную сцену, будь то в играх, в книгах или кино, способны сопереживать и проникаться состоянием персонажей. Соответственно, если бы нормальный человек увидел, как мать прижимает своего ребенка к себе, защищая последнего от врага, то он бы как минимум задумался бы над своими действиями, даже если бы он полностью осознавал, что все что он видит лишь выдумка, иллюзия и все, что его окружает, всего лишь игра. На игре с этими эмоциональными струнами и держатся сейчас все те немногие игровые компании, которые создают сингплеерные проекты. Но к человекам-игрокам в этом романе это естественно не относится, надо же хоть кого-то в этой книге мудаками выставлять.

 

Исключением из этого правила являются только те, кто внезапно становятся друзьями для орка или сочувствующими ему, что бы потом помочь ему в сражениях, но они обычно второстепенны для истории. Для полной демонизации автор не гнушаешься добавлять сверху ещё и чернуху. Например, в один из моментов на глазах отца собирались дочь убивать с особым цинизмом, но не сложилось, ибо имперские рыцари, которые пытались это сделать, были поделены на ноль одним из союзников Крокты.  

 

Повторяемостью страдают и бои, где бедный орк сражается на пределе сил, а потом в самый критический момент использует тот самый удар, который в ранге идет уровнем выше, чем тот, который он может воспроизвести, благодаря чему лишь чудом вытаскивает победу. Классика сёненов в общем. Причем один раз вообще сказано было дословно, что Крокта этим своим расчудесным ударом «отменил баланс мира». Имбанул прилюдно, так сказать. 


В целом борьба на приделе сил порождает очень сильное чувство сопереживания, а внезапный ход на пределе сил в конце боя уже стал штампом, который используют все, кому не лень, и его употребление в целом может быть допустимым. Но не тогда, когда это используется 3-4 раза к ряду, для победы над превосходящим противником. Кроме того, орк не снимает с себя доспех сюжета в принципе, благодаря чему в такие моменты уровень сопереживания к нему минимален, ибо ты знаешь, что этот придурок выживет.

 

Orc Encampment by Imad Awan

Боссы-антагонисты не интересны, как соперники, ибо представляют из себя большие прочные кожаные мешки с мясом, без особых тактик или уловок и хорошо если с одним навыком. Один босс так и вовсе используется целых 3 раза без изменений в паттерне поведения. О сражениях же против армий можно не упоминать вовсе, ибо там используется строго один и тот же шаблон, где оголтелый оркес бодро врывается своим чугунным лбом в толпу и начинает нести добро и гуро всем попавшим под руку.

 

Ради набивания литературного объёма автор периодически пересказывает события от лица ювидсеров и биджеев. Это такой не русский аналог ютуберов и стримеров от корейцев, если что. Для справки, понятие биджей пошло от словосочетания от «Broadcast Joсkey», которое корейцы используют для обозначения стримеров (мне так подсказал гугл). 


Так вот, порой доходит до смешного. Сначала может идти бой Крокты против очередной армии, а потом почти теми же словами пересказ тех же самых событий от лица биджеев. В последней трети книги подобные авторские многоходовочки наблюдались раз пять к ряду, причем в большинстве случаев они могли занимать чуть ли не целую главу и при этом попутно не нести какой-либо новой информации. А такое количество воды, даже в дипломах не позволительно, не говоря уже о видосах Культаса.  

 

Краткое описание сюжета умещается буквально в четыре, ну может в семь предложений, а чуть более подробный пересказ уместится на страницу А4, и то не на всю.  А это на самом деле не так много, ибо сюжет тех же «Everyone else is returnee» или «Dungeon Hunter» потребует куда больше  места для описания, ибо там как минимум есть фракционные взаимодействия и чуть большее разнообразие сюжетных твистов. 


Как следствие этого, относительно малый объём сюжета был равномерно размазан по совсем не маленькой двухсотке глав, что привело к явному недостатку информации в ключевых точках сюжета. Более того, некоторые довольно увесистые части лайт новеллы могут быть и вовсе вырезаны из нее, от чего сюжет только выиграет. Поэтому даже при явно важных сюжетных поворотах даётся лишь минимальный набор информации, а иногда лишь ставится ещё больше вопросов, из-за чего читатель начинает испытывать информационный голод.

 

Orc Base Entrance by Sau Meng Lei

В довесок к этому, некоторые сюжетные арки, которые до этого казались важными, и вовсе закрываются автором в пару предложений, из-за чего ты просто не успеваешь насладиться их завершением. Подтверждением тому может служить арка с Громом, а точнее тем человеком, кто играл за него, психологическое состояние которого в конце так и не было толком показано, тогда как промежуточные состояния были описаны с избытком. 


Тем не менее, если описывать весь сюжет, то ты будешь им в целом доволен. Никаких особых претензий к нему нет. Он в меру эпичен, в меру имеет смысловую нагрузку,  самый главный антагонист имеет свои ценности. То есть тут всё на месте. 

 

Было бы довольно смешно говорить, что все то, что описано выше все еще не ломает хребет произведение полностью, но на самом деле так и есть. Все выше описанные недочеты лишь делают данную лайт новеллу на пару рангов гораздо ниже, чем она могла бы быть, и это как раз таки досадно. Все описываемые выше недостатки призваны показать то, насколько лайт новелла могла бы быть лучше и успешнее в коммерческом плане, раз уж писатель ставил себе цель на ней заработать. 


Автором были допущены чудовищные ошибки на стадии реализации, из-за чего все получилось, как получилось. Хотя для решения проблемы было бы достаточно просто прочитать пару статей из интернета и, сверяясь с ними как со списком, построить уже собственный мир, что вряд ли заняло бы больше недели вдумчивой работы.

 

Но автор или был занят чем-то еще в этот момент, или же дописывал главы на ходу, ну или же просто клал с прибором на проработку при малейшей возможности потратить лишнюю минуту на описание. В романе есть очень крутые моменты, например, сцена с допельгангером вышла достаточно жестокой и красочной одновременно, за нее не стыдно даже лайк поставить. Но это граничит с всякими абстрактными «огромными армиями», из-за чего подобные моменты теряются на общем фоне и это при том, что места в тексте хватало более чем.

 

Эта лайт новелла имеет прекрасный посыл, персонажей и юмор, но отсутствие проработки мира, морализаторство и дешевые психологические приемы не позволяют погружаться в нее в той мере, в которой она заслуживает. Вместо достаточно сурового фэнтези с примесью ЛитРПГ, мы получали всего лишь сказку о похождениях орка в условиях строго определенного и кристально ясного Бобра и Осла. Такое, возможно, и было популярно в то время, когда говардский «Конан» был в ходу, но сейчас это работает гораздо хуже, ибо подобное, мягко говоря, не ново.

 

Ощущения от прочтения можно пояснить аналогией. В кафе вы заказываете пиццу по по-неаполитански. Ваше оголодавшее воображение сразу же рисует до миллиметров выверенный тридцати пяти сантиметровый корж с филигранно нанесенными на него нежными помидорами черри, очищенными от кожуры, чесноком, свежими анчоусами и базиликом, слегка политыми оливковым маслом, а также с моцареллой и пармезаном в качестве основы. И само собой, что бы твои вкусовые рецепторы свихнулись окончательно, хотелось бы, чтобы в корке коржа имелся сыр, а сама пицца просто обязана быть сделана в добротной дровяной печи.

 

Голодные меня возненавидят, но фотку пиццы я сюда вставлю


По крайней мере, ты об этом прочитал в интернете, а что на самом деле тебе притащат, ты сам не знаешь. Но ты ждешь десять минут, двадцать, сорок. За это время ты бы уже давно мог добрался домой и жрать пельмени из пенопласта и бумаги. Это не очень вкусно и питательно, но твой органический биореактор набить сойдет, ему и не так доставалось. И вот тебе приносят ее, спустя час. 


Не смотря на такое время готовки, пицца по температуре ближе к теплой, нежели горячей. Помидорки обычные садовые, чеснок был в гранулах, видимо, ибо не ощущается, анчоусы, предположительно, умерли своей смертью, а функцию имитации базилика взяла на себе трава с газона за оконшком. При выборе сыра было вынесено волевое решение поддержать отечественного производителя, а про сыр в корках и готовку в печи вообще говорить не приходится, ибо скажи спасибо хотя бы за то, ее не в микроволновке разогревали. Зато тесто, хотя бы похоже на тесто, спасибо и на этом.

 

Это все еще пицца, она даже отдаленно похожа на пиццу по по-неаполитански, ты можешь ею наесться, так что, харе клюв плющить, жри давай. Но это немного отличается от того, что могло бы быть, не находите? Это пицца могла бы быть лучше, а не быть тем, что ты можешь позволить себе покупать в замороженном виде и разогревать на сковородке, ну или делать самостоятельно на готовом тесте. То же самое и с этой книгой, потенциально это могло быть нечто, что было бы не зазорно распечатать и поставить на полку, ибо ожидал ты многим большего, но не сложилось.

 

Что же касается перевода от Игоря Громова, то в целом все выполнено на все том же добротным уровне, хотя разного рода опечаток на этот раз было на порядки больше, чем это было в тех же «Разрушителях». Возможно, на этот раз просто на просто было на много меньше корректоров. В противовес тому, что я обычно говорю, эту лайт новеллу как раз таки можно рекомендовать тем, кто не знаком с ними как таковыми и ЛитРпг в частности, любители же лайт новелл и вовсе возможно будут в восторге. По крайней мере те, кто до этого обзора не добрался, тут вам могу лишь посочувствовать. Зато чуть более притязательным читателям на первое место для прочтения ее все же ставить не стоит, пусть как книга данное произведение все же стоит определенного внимания.


Orcs Sleepover Party by Quang Ho

Комментариев нет:

Отправить комментарий